«Был ли в самом деле я?..»

Сценарий, посвященный  участникам боевых действий в Афганистане

Учитель русского языка и литературы

Контуева И.В.

Кикнур

2017г.

Цель:

Развивать патриотические чувства учащихся

Задачи:

-       знакомство с творчеством Виктора Владимировича Жиглова, его человеческими идеалами

-       показ отношения к войне

-       воспитание уважения к Родине и ее защитникам

-       освоение понятия о том, что яркие события прошлого должны жить в памяти поколений

Большое спасибо Нине Дмитриевне и Владимиру Викторовичу Жигловым за разрешение вторгнуться в их память и боль.

Сценарий написан на основе личного архива Виктора Жиглова и его книги «Ограниченный контингент» Краснодар 2013

1 ведущий:

Партия. Родина. Долг. Присяга.

Много прошло нас этой тропой.

Был Будапешт, Бротислава, Прага,

Куба, Домасск, Ханой.

Жизнь повернулась другой стороною.

Жизнь не обманешь, так-то, браток.

Было с тобою, было со мною,

Ветер. Афган. Песок…

2 ведущий:

Шел 1980 й год. Первый год необъявленной войны. Москва вовсю готовилась к олимпийским играм, и мало кому было дело до каких-то малопонятных событий в далеком Афганистане. Погибших везли домой и хоронили без особой огласки, молча. И желательно, чтобы никаких звездочек и памятников. Их поставят потом, когда разрешат.

3 ведущий:

Жарко. Нас- рота мокрых и потных.

Южный военный аэродром.

Первый приказ- выноси «двухсотых»

И сразу второй- На посадку! Бегом!

Фляга воды- 810 граммов.

Норма. А с куревом вовсе- беда.

Раньше бы нам показалось странным,

Что главное в жизни- табак и вода.

2 ведущий:

Простые люди бывают также жестоки, как и те, что наверху. Мальчишки стреляли и убивали потому, что был приказ. Существует такое понятие- военная присяга. Поступи иначе, их называли бы предателями и преступниками. Их бы судили, и никто, никто не защитил бы их ни тогда, ни теперь.

Оставьте их со своей памятью. Они еще не все вымерли в этом скопище видео, тряпья, секса, жратвы, мата… Они все помнят- адскую жару, афганских детей с русскими лицами, мину- китайку, после взрыва которой от человека остается ведро мяса, спецназовцев- «караванщиков», которых хватало максимум на 2-3 охоты, раненых собак с человеческими глазами.

Не надо героических фильмов, где актеры, никогда не служившие в армии, лихо расправляются с целыми бандами.

1 ведущий:

Война она другая. Страшен человек с автоматом, который сам ни за что не отвечает, который приучен к одной мысли- стреляй, когда прикажут. Мальчишки научились стрелять, а думать тогда они еще не умели. Оставьте их в покое. У них ничего не было, кроме Афгана. Только там они чувствовали себя настоящими мужиками. Чтобы все было по- честному. И никто из них не жалеет, что там был.

(На фоне метронома на экране идут фамилии участников боевых действий в Афганистане, ведущие по очереди зачитывают их имена)

3 ведущий:

А вот интересно, пройдет время, все это закончиться, наверное, книги напишут про Афган, фильмы снимут. Этакая сплошная крутизна, пальба с бедра веером, усталые глаза героев, романтическое ранение в плечо… и никакой желтухи и вшей, дикой усталости и мозолей, крови и грязи. Да не, вряд ли. Хотя, кто его знает…

1 ведущий:

Может, за этим вот поворотом.

Может, за тем. Это как повезет,

Пыль застилает прицел пулемета,

Пыль забивает глаза и рот.

Это- «афганец». Задул надолго.

На поседевшей от пыли броне

Едут, качаясь, ребята с Волги,

С Киева, с Минска, с Чечни, с Душанбе.

Связаны были одной присягой,

Общею верой и общей судьбой.

Кто ж тогда знал, что развалят гады

И разродятся гражданской войной!

И друг за другом пойдет охота,

Кто из нас первым в прицел попадет?

Едут ребята. 2ая рота.

Ветер. И пыль забивает рот.

2 ведущий:

Горы- это очень красиво. Тем, кто их никогда не видел, трудно представить себе эту красоту. Это нужно видеть, особенно когда вязкая, непроглядная темнота ночи вдруг исчезает, и ты с удивлением видишь, что уже рассвело, уже светло по- настоящему…..

….. Солнце догоняет остатки тумана в ущелье. Краски начинают играть еще ярче, переливаясь сотнями неуловимых оттенков. Радуга с ее семью цветными полосками это великолепие цвета- все равно, что жалкая мазня какого-нибудь Малевича по сравнению с высоким искусством Ван-Гога.

3 ведущий:

Горы- это очень красиво. Век бы их не видеть. Взвод топал уже несколько часов. Если кто-то думает, что горы- это сплошная красота и романтика, тот глубоко ошибается. Горные кручи, заснеженные вершины, нагромождения валунов и бездонные ущелья- все это впечатляет разве что из иллюминатора вертолета, невольно вызывая в памяти что- то вроде «ночевала тучка золотая». Если же в горах окажется человек, не бывший там ни разу, без опыта и специального снаряжения, то очень скоро его перестают занимать первобытные красоты природных ландшафтов.

1 ведущий:

Здесь- постоянная головная боль от нехватки кислорода- стертые в кровь ноги и обломанные ногти на руках. Здесь- полный боекомплект за плечами, безотказный работяга АКМ на шее и главная радость- тяжеленный боекомплект с удивительно поэтичным названием «Кора-1» в придачу с милой нашлепкой впереди, ниже пояса, которая тоже защищает жизненно важные органы, но при этом жутко мешает идти.

4 ведущий:

СССР. На плакатике- голубь.

Мир и дружба навек.

В горы чужие втянул нас как в прорубь

Полуживой генсек.

Скоро к другим пацанам спиною

Жизнь повернется не раз.

Синее небо над головою.

Ветер. Камни. Кавказ.

3 ведущий:

Я не милитарист, я мирный и обычный человек, ненавидящий войну во всех ее проявлениях. Но реальность такова, что в современном мире уважают только сильных. Уважают тех, кто обладает экономической, а, следовательно, военной мощью. А я хочу, чтобы мою страну уважали. И разговаривали с ней нормальным языком, а кое-кто, может быть, и шёпотом.

4 ведущий:

Из автобиографии.

Виктор Владимирович Жиглов.

Родился в 1961 году в Казахстане, в семье покорителей целины. Детство было ярким и интересным, тогда не было мобильных телефонов и компьютеров, зато в семьях было много детей.

После окончания школы поступил в Кировский пединститут на исторический факультет. В 1980 году был призван со 2го курса в ряды Советской армии. Полгода «учебки» в Москве и полтора в Демократической Республике Афганистан. После демобилизации работал в школе учителем истории.

Писать (хотя это громко сказано) начал, можно сказать, случайно. Когда появился компьютер, учился на нем печатать, нужны были какие то тексты. Вот так и стал писать рассказы и все остальное.

3 ведущий:

Трагически ушел из жизни в 2016 году.

2 ведущий:

Почему так происходит? Почему, когда человеку больно, он кричит «мама»? Почему, умирая, столетний старик шепчет из последних сил «мама»? Наверное, потому, что мама- это то, что делает смерть терпимой. Так же, как она учит нас жить, она учит нас умирать. Потому что одновременно с жизнью дает нам смерть. И если на так делает, значит так надо. И когда наступит время умирать, нужно сохранить спокойствие, думать о своих родных, о маме… Вспоминать о зимних рассветах, об уютной кухне с русской печкой, где она кормила вас горячими блинами и простоквашей, а потом насильно запихивала вам в рот большую ложку рыбьего жира. Это было очень противно, но для вашей же пользы…

Только чтобы это понять, надо быть хорошим сыном. Надо, чтобы в сердце сохранялся контакт, всегда, всегда… И не опаздывать…

4 ведущий (на фоне списка участников боевых действий )

Холодно. С гор наползает туман.

То ли ветер завывает, то ли мулла.

Холодно. Ладно, пошли, братан,

Пальцы погреем у миномётного ствола.

В ущелье колонна ревёт моторами.

Рядом застыл на позиции танк.

Задача- держать маршрут, который

Тянется ниточкой через Саланг.

1 ведущий:

Килькой народ под брезент набился.

Шутки невеселые, мат- перемат.

Слышишь, братан, ты давай, подвинься,

Да брось ты к черту свой автомат!

4 ведущий:

Колонна идет и проходит, дымя,

Траками снег жует.

Даже не греет мысль, что тебя

Любит кто- то и ждет.

Холодно так, что уже плевать

Быть нам или не быть.

Где, когда и с кем воевать…

Брат, оставь покурить.

Фонограмма песни Александра Градского «Как молоды мы были» и фотографии из книги «Вторжение»