«Был ли в самом деле я?..»
Сценарий, посвященный участникам боевых действий в Афганистане
Учитель русского языка и литературы
Контуева И.В.
Кикнур
2017г.
Цель:
Развивать патриотические чувства учащихся
Задачи:
- знакомство с творчеством Виктора Владимировича Жиглова, его человеческими идеалами
- показ отношения к войне
- воспитание уважения к Родине и ее защитникам
- освоение понятия о том, что яркие события прошлого должны жить в памяти поколений
Большое спасибо Нине Дмитриевне и Владимиру Викторовичу Жигловым за разрешение вторгнуться в их память и боль.
Сценарий написан на основе личного архива Виктора Жиглова и его книги «Ограниченный контингент» Краснодар 2013
1 ведущий:
Партия. Родина. Долг. Присяга.
Много прошло нас этой тропой.
Был Будапешт, Бротислава, Прага,
Куба, Домасск, Ханой.
Жизнь повернулась другой стороною.
Жизнь не обманешь, так-то, браток.
Было с тобою, было со мною,
Ветер. Афган. Песок…
2 ведущий:
Шел 1980 й год. Первый год необъявленной войны. Москва вовсю готовилась к олимпийским играм, и мало кому было дело до каких-то малопонятных событий в далеком Афганистане. Погибших везли домой и хоронили без особой огласки, молча. И желательно, чтобы никаких звездочек и памятников. Их поставят потом, когда разрешат.
3 ведущий:
Жарко. Нас- рота мокрых и потных.
Южный военный аэродром.
Первый приказ- выноси «двухсотых»
И сразу второй- На посадку! Бегом!
Фляга воды- 810 граммов.
Норма. А с куревом вовсе- беда.
Раньше бы нам показалось странным,
Что главное в жизни- табак и вода.
2 ведущий:
Простые люди бывают также жестоки, как и те, что наверху. Мальчишки стреляли и убивали потому, что был приказ. Существует такое понятие- военная присяга. Поступи иначе, их называли бы предателями и преступниками. Их бы судили, и никто, никто не защитил бы их ни тогда, ни теперь.
Оставьте их со своей памятью. Они еще не все вымерли в этом скопище видео, тряпья, секса, жратвы, мата… Они все помнят- адскую жару, афганских детей с русскими лицами, мину- китайку, после взрыва которой от человека остается ведро мяса, спецназовцев- «караванщиков», которых хватало максимум на 2-3 охоты, раненых собак с человеческими глазами.
Не надо героических фильмов, где актеры, никогда не служившие в армии, лихо расправляются с целыми бандами.
1 ведущий:
Война она другая. Страшен человек с автоматом, который сам ни за что не отвечает, который приучен к одной мысли- стреляй, когда прикажут. Мальчишки научились стрелять, а думать тогда они еще не умели. Оставьте их в покое. У них ничего не было, кроме Афгана. Только там они чувствовали себя настоящими мужиками. Чтобы все было по- честному. И никто из них не жалеет, что там был.
(На фоне метронома на экране идут фамилии участников боевых действий в Афганистане, ведущие по очереди зачитывают их имена)
3 ведущий:
А вот интересно, пройдет время, все это закончиться, наверное, книги напишут про Афган, фильмы снимут. Этакая сплошная крутизна, пальба с бедра веером, усталые глаза героев, романтическое ранение в плечо… и никакой желтухи и вшей, дикой усталости и мозолей, крови и грязи. Да не, вряд ли. Хотя, кто его знает…
1 ведущий:
Может, за этим вот поворотом.
Может, за тем. Это как повезет,
Пыль застилает прицел пулемета,
Пыль забивает глаза и рот.
Это- «афганец». Задул надолго.
На поседевшей от пыли броне
Едут, качаясь, ребята с Волги,
С Киева, с Минска, с Чечни, с Душанбе.
Связаны были одной присягой,
Общею верой и общей судьбой.
Кто ж тогда знал, что развалят гады
И разродятся гражданской войной!
И друг за другом пойдет охота,
Кто из нас первым в прицел попадет?
Едут ребята. 2ая рота.
Ветер. И пыль забивает рот.
2 ведущий:
Горы- это очень красиво. Тем, кто их никогда не видел, трудно представить себе эту красоту. Это нужно видеть, особенно когда вязкая, непроглядная темнота ночи вдруг исчезает, и ты с удивлением видишь, что уже рассвело, уже светло по- настоящему…..
….. Солнце догоняет остатки тумана в ущелье. Краски начинают играть еще ярче, переливаясь сотнями неуловимых оттенков. Радуга с ее семью цветными полосками это великолепие цвета- все равно, что жалкая мазня какого-нибудь Малевича по сравнению с высоким искусством Ван-Гога.
3 ведущий:
Горы- это очень красиво. Век бы их не видеть. Взвод топал уже несколько часов. Если кто-то думает, что горы- это сплошная красота и романтика, тот глубоко ошибается. Горные кручи, заснеженные вершины, нагромождения валунов и бездонные ущелья- все это впечатляет разве что из иллюминатора вертолета, невольно вызывая в памяти что- то вроде «ночевала тучка золотая». Если же в горах окажется человек, не бывший там ни разу, без опыта и специального снаряжения, то очень скоро его перестают занимать первобытные красоты природных ландшафтов.
1 ведущий:
Здесь- постоянная головная боль от нехватки кислорода- стертые в кровь ноги и обломанные ногти на руках. Здесь- полный боекомплект за плечами, безотказный работяга АКМ на шее и главная радость- тяжеленный боекомплект с удивительно поэтичным названием «Кора-1» в придачу с милой нашлепкой впереди, ниже пояса, которая тоже защищает жизненно важные органы, но при этом жутко мешает идти.
4 ведущий:
СССР. На плакатике- голубь.
Мир и дружба навек.
В горы чужие втянул нас как в прорубь
Полуживой генсек.
Скоро к другим пацанам спиною
Жизнь повернется не раз.
Синее небо над головою.
Ветер. Камни. Кавказ.
3 ведущий:
Я не милитарист, я мирный и обычный человек, ненавидящий войну во всех ее проявлениях. Но реальность такова, что в современном мире уважают только сильных. Уважают тех, кто обладает экономической, а, следовательно, военной мощью. А я хочу, чтобы мою страну уважали. И разговаривали с ней нормальным языком, а кое-кто, может быть, и шёпотом.
4 ведущий:
Из автобиографии.
Виктор Владимирович Жиглов.
Родился в 1961 году в Казахстане, в семье покорителей целины. Детство было ярким и интересным, тогда не было мобильных телефонов и компьютеров, зато в семьях было много детей.
После окончания школы поступил в Кировский пединститут на исторический факультет. В 1980 году был призван со 2го курса в ряды Советской армии. Полгода «учебки» в Москве и полтора в Демократической Республике Афганистан. После демобилизации работал в школе учителем истории.
Писать (хотя это громко сказано) начал, можно сказать, случайно. Когда появился компьютер, учился на нем печатать, нужны были какие то тексты. Вот так и стал писать рассказы и все остальное.
3 ведущий:
Трагически ушел из жизни в 2016 году.
2 ведущий:
Почему так происходит? Почему, когда человеку больно, он кричит «мама»? Почему, умирая, столетний старик шепчет из последних сил «мама»? Наверное, потому, что мама- это то, что делает смерть терпимой. Так же, как она учит нас жить, она учит нас умирать. Потому что одновременно с жизнью дает нам смерть. И если на так делает, значит так надо. И когда наступит время умирать, нужно сохранить спокойствие, думать о своих родных, о маме… Вспоминать о зимних рассветах, об уютной кухне с русской печкой, где она кормила вас горячими блинами и простоквашей, а потом насильно запихивала вам в рот большую ложку рыбьего жира. Это было очень противно, но для вашей же пользы…
Только чтобы это понять, надо быть хорошим сыном. Надо, чтобы в сердце сохранялся контакт, всегда, всегда… И не опаздывать…
4 ведущий (на фоне списка участников боевых действий )
Холодно. С гор наползает туман.
То ли ветер завывает, то ли мулла.
Холодно. Ладно, пошли, братан,
Пальцы погреем у миномётного ствола.
В ущелье колонна ревёт моторами.
Рядом застыл на позиции танк.
Задача- держать маршрут, который
Тянется ниточкой через Саланг.
1 ведущий:
Килькой народ под брезент набился.
Шутки невеселые, мат- перемат.
Слышишь, братан, ты давай, подвинься,
Да брось ты к черту свой автомат!
4 ведущий:
Колонна идет и проходит, дымя,
Траками снег жует.
Даже не греет мысль, что тебя
Любит кто- то и ждет.
Холодно так, что уже плевать
Быть нам или не быть.
Где, когда и с кем воевать…
Брат, оставь покурить.
Фонограмма песни Александра Градского «Как молоды мы были» и фотографии из книги «Вторжение»