Каким должен быть современный урок
Материалы выступления на заседании РМО учителей начальных классов
«Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом»
А. Франс
«Ученик – это не сосуд, который надо наполнить знаниями, а факел, который надо зажечь».
Урок во всём его многообразии и во всех разновидностях сложное педагогическое явление. Каким должен быть современный урок? Как сочетать мастерство и требования времени, традиционное и новое?
Федеральный государственный стандарт начального общего образования выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться». Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы?
В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов – личностных, метапредиетных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно - практических задач, которые усваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку.
Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и, прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.
При переходе к стандартам нового поколения учителю необходимо учесть, что принципиальным их отличием является опора на деятельностную парадигму образования, что предполагает включение в тематическое планирование специальной структурной единицы – характеристики деятельности учащихся. Деятельность школьника рассматривается как обязательная компонента содержания образования, что и определяет новизну и современность образования.
Существенно изменяются функции педагога. Учитель становится «указателем» на дороге, ведущей к знаниям. И он должен:
- - помогать ученикам получать новую информацию;
- - исправлять неправильную информацию, оказывать академическую помощь, когда это необходимо;
- - организовывать процесс групповой работы;
- - демонстрировать партнёрский стиль взаимоотношений;
- - обеспечивать обратную связь. Создавать и поддерживать положительный психологический климат в группе;
- - способствовать успешному профессиональному самоопределению.
То есть решать проблемы социализации, хорошо понимая, что «урок – это маленькая жизнь».
Учить детей учиться никогда не было так актуально, как сейчас, ибо перестройка образования требует поднять процесс управления на качественно новый уровень: научить школьника самостоятельно управлять своей познавательной деятельностью. Не давать готовых решений, а помочь учащимся в поиске правильных ответов на вопросы. Создавать ситуации, заставляющие их самостоятельно думать, - вот главная задача учителя как управленца. Умение управлять своей деятельностью выступает в качестве необходимого условия адаптации человека к постоянно меняющимся условиям жизни и трудовой деятельности.
Ещё Л.Н. Толстой говорил, что «если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать»
Системно-деятельностный подход современного образования отражается на уроке, прежде всего, в постановке мотивированных, лично или социально значимых целях, направленных на решение учебной проблемы. Поставленная цель должна быть диагностируема и отражать деятельность обучающихся, а не учителя. Решение задач урока, направленных на получение личностных, метапредметных и предметных результатов, отслеживается в процессе урока. Это создание условий для выполнения поставленной воспитывающей задачи (личностные результаты); организация практической работы, реализующей развивающие (метапредметные результаты) и обучающие (предметные результаты) задачи. Одна из главных дидактических проблем заключается в создании условий для запуска мотивационно-потребностного механизма «САМОСТИ» личности обучающегося.Если человек сам ставит цели своей деятельности – деятельность имеет активный, в том числе и творческий характер. Если цель задаётся человеку кем-то другим: учащемуся - учителем, студенту – преподавателем, работнику – руководителем и т. д., то такая деятельность исполнительская.
Этапы деятельностного подхода:
- - активизация знаний и умений;
- - постановка проблемы;
- - выдвижение гипотез;
- - поиск необходимых знаний для решения проблемы;
- - закрепление первичных знаний;
- - отражение полученных знаний в проектной деятельности.
Самостоятельное учение характеризуется тем, что ученик:
- - знает и понимает цели обучения;
- - умеет самостоятельно мыслить;
- - способен ориентироваться в новой ситуации;
- - стремится найти свой подход к новой задаче;
- - осознаёт способы приспособления знаний;
- - способен высказывать свою точку зрения;
- - умеет работать в определённом темпе, планировать свою деятельность во времени;
- - осуществляет систематический самоконтроль, самооценку,самокоррекцию.
Начало 21 века в России отмечается осознанным интересом научно-педагогической общественности и органов управления образованием к повышению качества образования России на основе информатизации. Информатизация школы является в данное время одним из приоритетных направлений. При информатизации должна быть решена проблема соотношения традиционных составляющих учебного процесса и новых современных технологий, новых взаимоотношений учащегося, учителя и образовательной среды.
Цель современного урока – это формирование образного мышления и ярких представлений о предмете. Большие возможности для её реализации заложены в использовании компьютера в начальной школе. Уроки, проводимые с его использованием в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном учащихся начальных классов при восприятии учебного материала.
Планируя уроки с применением новых информационных технологий, следует соблюдать дидактические требования. В соответствии с которыми:
- - чётко определяется педагогическая цель применения информационных технологий в учебном процессе;
- - уточняется, где и когда используются информационные технологии;
- - учитывается специфика учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации.
В обучающих программах для первых классов , изначально реализована идея игры. Звуковое и графическое оформление большинства программ позволяет ребёнку воспринимать их как игры. Множество игровых ситуаций и занимательных заданий делают процесс обучения максимально увлекательным. С большим интересом дети вставляют слова, осознают, насколько хорошо знают правила правописания. Обучающие программы предоставляют практически безграничные возможности как учителю,. так и учащимся, поскольку содержат хорошо организованную информацию.
В условиях введения в практику работы начальной школы ФГОС НОО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных но и метапредметных результатов. Системно- деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков.