В сентябре «Зарница Поволжья» собрала на оренбургской земле команды из 14 регионов ПФО, чтобы в военно-спортивных играх определить лучших - среди команд и в личном первенстве. Аня Юдинцева, воспитанница кикнурского клуба «Преображенцы», представлявшего Кировскую область на соревнованиях, заняла третье место в конкурсе по сборке/разборке автомата Калашникова. Как кикнурской восьмикласснице удалось добиться таких результатов?
- Расскажи, пожалуйста, как научилась так ловко управляться с автоматом и как давно ты в клубе «Преображенцы»? - Если честно, я не очень довольна своим результатом: на тренировках у меня получалось быстрее. А в клубе я уже год. Вступила туда, потому что мне нравится проводить свободное от учёбы время весело, насыщенно и интересно, как это делают «преображенцы». Разумеется, не сразу научилась быстро разбирать/собирать АК-47. До поездки в Оренбург были сотни тяжёлых тренировок, мозоли, ломаные ногти на мизинцах. Не отступиться и улучшить время мне очень помог мой папа (Игорь Витальевич Юдинцев, преподаватель ОБЖ в КСШ и руководитель клуба – авт.). Да и ребят из своей команды не хотелось подводить. Вообще, я уверена, что все эти тренировки и упражнения - бег, силовая подготовка, работа в команде - пригодятся мне не только на уроках физкультуры или в клубе. - Это ведь не единственная твоя поездка с ребятами из клуба «Преображенцы»? Чем нравятся такие мероприятия? - Не единственная. В марте этого года мы ездили в Верхошижемье на военно-патриотический фестиваль. Там, например, каждой команде нужно было представить музыкальный номер для концерта: мы играли на ложках, было весело. Именно этим и нравятся больше всего наши поездки – появляется много новых друзей, куча впечатлений, есть куда деть свою неуёмную энергию. - Ты научилась играть на ложках сама? - Нет, этому меня научила в музыкальной школе, которую я посещаю с 1 класса, Людмила Николаевна Макарова. - А что тебе нравится слушать? Есть любимые исполнители? - Я меломанка, слушаю абсолютно любую музыку: и классику, и рок, и поп-музыку. Песен и исполнителей, которых я люблю, безумное множество. - Видел на твоей страничке в соцсети, что ты подписана на группу о Гарри Потере. А что ты ещё любишь читать? - Ну, понравившихся мне книг много. Предпочитаю книги с историческим уклоном или фантастические. Например, «Время всегда хорошее». Это история о школьнице Оле из 2018 г. и пионере Вите из 1980 г., которые ненадолго поменялись местами, чтобы разобраться с накопившимися у каждого проблемами. Или «Часодеи» - фантастический цикл о приключениях девочки, обнаружившей у себя способность повелевать временем. - Как думаешь, тебе пригодилась бы такая способность? - Да, я бы стала исправлять свои ошибки. - Через десять лет кем бы ты хотела себя видеть? - Мне пока трудно определиться с выбором, и я не заглядываю так далеко. Одновременно хотела бы быть похожей на папу, может быть, даже работать следователем, и продолжить свои исследовательские проекты по экологии и биологии (Аня уже дважды стала дипломанткой на областных конференциях исследователей окружающей среды – авт.). Но главное – это стать человеком, которому можно довериться: быть доброй, отзывчивой, умной. - У тебя такая насыщенная жизнь: школа обычная, школа музыкальная, плюс клуб «Преображенцы» - везде надо подготовиться к занятиям. Остаётся время на игры с друзьями, на домашних питомцев? - Конечно, остаётся! У меня много энергии: хватает и на прогулки с друзьями, и на уроки, и на то, чтобы выгулять нашего пса Барсика. Тем более что сейчас встречи «преображенцев» устраиваются куда реже, чем летом, когда мы собирались на тренировки практически каждый день. - А как ты с друзьями обычно проводишь время: смотрите кино, катаетесь на велосипедах или просто гуляете по улицам? - Я люблю подвижный отдых, поэтому мы, в основном, гуляем где-нибудь в парке или на «шарыгинских горах». Бывает, что подружкам поручают на время младших братиков или племянников, тогда развлекаемся все вместе. Но чаще просто обсуждаем что-нибудь смешное – а с моими подружками так много всего становится смешным. Вот такая «боевая» девчонка есть в Кикнурской средней школе.
Беседовал А.Деминцев
|
С Днем учителя!
Маленькие, волнующиеся, с доверчивыми глазами, с огромными букетами цветов. Такими родители приводили своих детей в первый класс Кикнурской средней школы и волновались: как они войдут в школьную жизнь, что с ними будет.
На пороге класса их встречала Надежда Васильевна Петропавловских, в таком же волнении, как и родители. Первая, любимая, добрая учительница. Она становилась близким человеком для ребятишек. Учила ценить и уважать друг друга, жить в добре и взаимопонимании, с уважением относиться ко всему, что их окружает. Надежда Васильевна не только щедро делилась своими знаниями, но и отдавала частичку души детям. Они были спокойны и счастливы, потому что рядом с ними был человек, педагог, сумевший сделать для них школу родным домом.
Сколько трудностей было преодолено, сколько вершин покорилось детям, вместе со своей учительницей! А сколько замечательных внеклассных мероприятий, праздников было проведено за все годы работы. Жизнь детей благодаря Надежде Васильевне была разнообразной и интересной: они принимали участие в различных конкурсах, олимпиадах, ходили в походы, на экскурсии. За каждые 4 года работы с классами Надежда Васильевна создавала особый микроклимат, атмосферу доверия, взаимной симпатии детей, родителей, учителя.
Мне посчастливилось многие годы работать с Надеждой Васильевной на одном классе. Я вела уроки, а она группу продленного дня. Меня всегда поражало ее отношение к детям из проблемных семей. Строгая к себе и детям, она умела в нужный момент потребовать неукоснительного выполнения ее требований и оказать оптимальную помощь, близко к сердцу принять важные события, проблемы в жизни ребенка. Помогала готовить домашние задания, объясняла то, что трудно усваивалось на уроке, оказывала моральную, а порой и материальную поддержку.
Низкий поклон Вам, Надежда Васильевна, за ваш многолетний труд. Желаем Вам доброго здоровья, семейного благополучия и долгих лет жизни!
Ф.И.Аказова, учитель начальных классов
но и от учёбы в школе.
В минувшем учебном году на территории юго-западного образовательного округа Кировской области, в который входят Верхошижемский, Пижанский, Тужинский, Санчур-ский, Советский, Лебяжский, Яранский и Кикнурский районы, не получали образования 5 несовершеннолетних. В текущем году претенденты в «уклонисты» в округе тоже есть. И хотя их количество не велико, проблема существует.
Эта тема стала основной в повестке Совета профилактики безнадзорности и правонарушений Юго-западного образовательного округа, состоявшегося на минувшей неделе в администрации Кикнурского района.
Как показали выступления начальников и специалистов управлений образованием вышеназванных районов, причины, по которым дети и подростки пропускают или не посещают занятия, кроются, как правило, в отсутствии мотивации к учению, безнадзорности, чувстве одиночества и ненужности в семье, в социальном неблагополучии.
Работать в таких случаях надо в первую очередь с семьёй. Школа может смягчить проблему, на время её притушить, но не решить. Для достижения результатов необходимо участие служб межведомственного взаимодействия.
О том, как строится работа с обучающимися, допускающими пропуски уроков без уважительной причины, в Кикнурской средней школе, рассказал её директор А.П.Прокудин.
В школе созданы необходимые условия для получения всеми детьми среднего общего образования. Не допускается исключений учащихся до получения ими основного и среднего общего образования без заявлений родителей, согласия управления образования, постановления комиссии по делам несовершеннолетних. Осуществляется педагогическое сопровождение ученика в течение всех лет обучения, внутришкольная профилактическая работа по предупреждению правонарушений и второгодничества.
Если положительный результат всё-таки не достигнут, и несовершеннолетний без уважительных причин продолжает пропускать занятия, школа обращается в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. И тогда начинается межведомственное взаимодействие по возвращению ребёнка в школу.
На словах всё это просто. На деле- гораздо сложнее. Но проводить такую работу необходимо, что школа и делает, потому что незанятость несовершеннолетних ни к чему хорошему не приводит. Её последствия чаще всего – противоправные действия и асоциальное поведение подростков.
Елена ЖЕЛОНКИНА
С Днем Учителя!
Знаменитый литературный персонаж XVIII века - Митрофанушка – был «к историям сызмала охотник», как уверяла матушка недоросля. Надежда Александровна Денисова, наша современница, истории тоже любит. Но это шутка, а если всерьёз и правильно, то любит историю и обществознание - предметы, которые преподаёт в Кикнурской средней школе.
Учителем хотела стать, будучи ещё ученицей Кикнурской средней школы. А любимым предметом раз и навсегда стала история.
«Кто знает историю, тот видит, почему происходят некоторые события и к каким последствиям приведут. Оценки личностям даём осторожно – чёрного и белого в истории нет. Стараюсь, чтобы ученики поняли не только прошлое, но и происходящее сегодня», - говорит Надежда Александровна.
Чтобы развить в детях умение разбираться в «делах давно минувших дней», учитель использует технологии развития критического мышления.
В 2012 - Году истории в России - педагог провела в восьмом классе урок по теме «Отечественная война 1812 года», разработку которого послала для участия во Всероссийском конкурсе. Вскоре получила диплом победителя. Опытом работы Надежда Александровна делится с коллегами района и Юго-западного образовательного округа Кировской области. Всероссийская заочная игра для школьников по истории «Золотое руно» начала своё шествие в нашем районе по её инициативе. Заслуги учителя отмечены знаком «Педагогическая слава», получить который ей предстоит в конце октября.
Так что история успехов продолжается. А мы поздравляем педагогов, несущих детям свет знаний, с праздником!
Милитина СЕМЁНОВА
Фото автора
В августе 1964 года закончилась народная стройка – было сдано в эксплуатацию здание Кикнурской средней школы. В её строительстве принимали участие и старшеклассники, и взрослое население района. На их плечи легло немало тяжёлых работ.
До этого обучение проходило в восьми деревянных зданиях с печным отоплением: в двух двухэтажных шли занятия, два занимал интернат, по одному – школьный клуб, столовая интерната, мастерская и спортзал.
И вот 1 сентября, на торжественной линейке, новая школа, в кирпичном исполнении, с водяным отоплением, гостеприимно распахнула свои двери. В светлые, просторные кабинеты, ещё немного пахнувшие краской, было так приятно войти, ведь мы понимали, что в строительство вложен и наш труд! Старшеклассники на линейке дали обещание беречь школу и помнить её всегда. Жаль, что поучиться в новом здании пришлось всего один год - мы окончили школу в 1965-ом. Но обещание сдержали: все эти годы встречаемся через пять лет, с радостью посещаем родные кабинеты, с интересом следим за развитием Кикнурской школы.
Г.РОЖИНА (ФИЛОНОВА), выпускница 1965 года
Фото из альбома автора
Догадались, кто этот юбиляр? Конечно, Кикнур. Он существует уже пятую сотню лет. И я задался вопросом: в чём секрет такой притягательности наших мест? Пытаясь найти ответ, вглядывался в улицы посёлка, в дома, в лица земляков. И нашёл его. Но обо всём по порядку.
В то время как на Днепре формировалась Киевская Русь, по соседству с Волжской Булгарией в Волго-Вятском междуречье мирно жили луговые марийцы. И кто знает, сколько бы они просуществовали, предоставленные сами себе, если бы у Тэмуджина, будущего Чингисхана, не украли жену. Ярость его была так велика, что, покарав воинствующих соседей, похитивших возлюбленную, Тэмуджин подчинил себе все монголоязычные племена Средней Азии - родилась Монгольская империя, покорившая огромные территории, в том числе и земли в притоках Волги.
К концу XIII в. и Киев, и молодая Москва, и земли у Большой Кокшаги оказались в подчинении Золотой Орды, правопреемницы Монгольской империи. Но потомки Тэмуджина не смогли удержать территории под своей властью. Орда распалась, ей на смену пришло Казанское ханство, частью которого и стало селение, получившее впоследствии название Кикнур.
Начался век XVI-ый. Пришедший к власти Иван Васильевич Грозный решил, что московскому государству нужно расширяться на восток. В рамках завоевательных походов против Астраханского и Казанского ханств царёвы люди добрались до бассейна рек Большая Кокшага и Малая Кокшага. Тут-то и появляется в русской историографии Кикина волость – как считается, предшественница волости Кикнурской. Было это, если верить отчётам воевод, в далёком 1555 г.
Вхождение земель луговых марийцев в состав России было довольно трудным: бывшие подданные Казанского ханства, пытаясь отстоять свою независимость, участвовали в так называемых Черемисских войнах. К слову, наш сосед Йошкар-Ола появился вследствие именно этого конфликта – город-крепость основали войска сына Ивана Грозного, Фёдора.
Как бы то ни было, к концу XVII в. страсти поутихли, и в селениях на Кокшаге-реке уже совместно жили марийцы и русские.
Во времена правления Петра I многие жители села приняли христианскую веру, и село было переименовано в Благовещенское. В нём имелась деревянная одноимённая церковь, которую в 1824 г. заменили на каменную. Позднее храм реконструировали, и он простоял вплоть до 30-х годов XX века.
При Николае I в результате образовательных реформ в 1850 г. в селе было открыто первое мужское училище. Позже, уже во время правления императора Александра II, отменившего крепостное право, появилось церковно-приходское женское училище. Спустя три года - библиотека. Ещё через 4 года с. Благовещенское переименовали в Кикнур, а вскоре была открыта первая кикнурская больница.
Подробнее...
|
|